«Взламывая стилометрию: как вымышленные поэты и писатели обретают авторскую индивидуальность». Доклад Д.А. Скоринкина на семинаре DHRI@SFU

25 мая 2022 года в 12:00 (msk) / 16:00 (krsk) состоится очередное заседание научно-методического семинара «Цифровая среда» Института цифровых гуманитарных исследований (DHRI) Сибирского федерального университета. На семинаре выступит Даниил Андреевич Скоринкин (НИУ ВШЭ) с докладом «Взламывая стилометрию: как вымышленные поэты и писатели обретают авторскую индивидуальность»

Наука 16+

Стилометрия — метод атрибуции авторства, основанный на распределении в текстах частотностей слов (или иных текстовых единиц, поддающихся статистическому подсчету, например, символьных n-грамм). В последние 20 лет ключевым стилометрическим методом стала Delta Дж.Ф. Барроуза и ее производные. При достаточном объеме и жанровой однородности корпуса Delta уверенно различает «авторский сигнал» и отделяет одного автора от другого, даже если авторы — современники и близки по направлению/стилю/жанру. 

В отличие от большинства стилометрических подходов XX века, Delta — не ad hoc решение, а универсальный метод, подтвердивший свою способность отличать тексты одного автора от другого на материале тысяч экспериментов с разными жанрами и родами литературы (а также с нелитературными текстами) на десятках языков. Наиболее известный пример здесь — тексты Джоан Роулинг, написанные под псевдонимом Роберт Гэлбрейт, но определяемые Delta как принадлежащие перу Роулинг.

Delta может ошибаться, особенно когда на нее влияют другие текстовые “сигналы”, помимо авторского. Например, если один автор в корпусе представлен одновременно детективами и научной фантастикой, а другой — только детективами, жанровый сигнал для части текстов может оказаться сильнее авторского и результат атрибуции получится неидеальным. То же самое может случиться, например, при смешении прозаических и стихотворных пьес в одном эксперименте. Различны также стили текстов, далеко отстоящих друг от друга по времени, поэтому стилометрический сигнал раннего и позднего Толстого будут отличаться значительно.

Однако до сих пор стилометристы почти не встречали случаев, когда на стилометрический сигнал влиял бы выбор литературного имени (криптонима/псевдонима/гетеронима). Для научного сообщества это представлялось хорошим знаком: ведь само допущение, что тексты одного автора под разными именами могут иметь отчетливо разные “авторские сигналы” в ситуации, когда это не может быть объяснено различиями в жанре или времени написания, — серьезный удар по репутации стилометрического метода. Это противоречит самой идее атрибуции авторства. Тем не менее мы обнаружили примеры текстов, написанных одним человеком и опубликованных под разными именами, которые устойчиво определяются Delta как тексты разных авторов при отсутствии какого-либо существенного различия в жанре или времени написания.

Я расскажу о двух авторах, которым удалось до известного предела “сломать” метод Delta. Первый из них — португальский поэт-модернист Фернандо Пессоа, творивший под разными именами и разработавший для своих литературных гетеронимов полноценные биографии, которые, по-видимому, отчасти определяли и их стиль. Второй — французский писатель Ромен Гари, устроивший литературную мистификацию под именем Эмиль Ажар и сумевший дважды получить гонкуровскую премию, традиционно вручаемую не более одного раза. Кроме того, в свете этих новых экспериментов я вернусь к случаю Джоан Роулинг/Роберта Гэлбрейта и покажу, что этот пример не так чист и однозначен, как представлялось ранее многим стилометристам, а его использование для демонстрации возможностей стилометрии стало возможным в первую очередь благодаря не совсем корректно подобранному корпусу текстов.

Даниил Андреевич Скоринкин — кандидат филологических наук, доцент Школы лингвистики Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, главный редактор издания «Системный Блокъ».

Приглашенной дискуссанткой по докладу выступит Анастасия Владимировна Колмогорова (СФУ, Красноярск).

Ведущий семинара «Цифровая среда» DHRI@SFU — Андрей Юрьевич Володин (МГУ/СФУ).

Поделиться:

714 дней назад
25 мая 2022 12:00–14:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов